На кладбище "Центральное" производятся подзахоронения урн в родственные могилы.
Хотя многие люди слышали слово «реквием», они далеко не всегда понимают, что же именно оно означает. Человек XXI века сталкивается то и дело сталкивается с реквиемами. Слово используется повсюду: в названиях фильмов и журнальных заголовках, в музыке, литературе, даже видеоиграх – и зачастую эти упоминания ничем не оправданы.
ЦЕРКОВНЫЙ РЕКВИЕМ
Изначально словом «реквием» называлось католическое заупокойное богослужение. Литургия открывалась фразой «Requiem aeternam dona eis, Domine», что в переводе с латыни означает «Покой вечный даруй им, Господи». Месса называется по первому слову Requiem, покой, и от этого же сокращения произошло и название возникшего впоследствии музыкального жанра.
Во второй половине XX века в католические обряды были внесены сильные изменения. Погребальная литургия начала фокусироваться на теме воскресения умерших, а не на даровании покоя. Изменились тексты и традиционная структура богослужения, и «Реквием» стал достоянием истории.
В других христианских конфессиях приняты свои заупокойные службы. «Православный реквием» называется панихида или «парастас». В отличие от католиков, православные при служении литургии не используют музыкальное сопровождение: в храме звучит только церковный хор, а капелла.
КОМПОЗИТОРСКИЙ РЕКВИЕМ
Церковный реквием вдохновил многих композиторов на написание тематической музыки, создав целый музыкальный жанр с одноименным названием. В эпоху Возрождения многие авторы писали сочинения для заупокойной мессы. Со временем «реквиемы» разных композиторов все дальше отходили от канонической литургии. К XVIII веку композиторский реквием стал светским произведением, исполняемым на концертах в связи с траурными событиями. Оригинальные григорианские песнопения заменялись на другие исполнения канонических текстов.
Композиционно реквием опирается на структуру католической мессы. Его элементы основаны на церковных песнопениях:
• Requiem aeternam (Вечный покой);
• Kyrie (Господи, помилуй);
• Dies irae (День Гнева);
• Domine Jesu Christe (Гоcподи Иисусе Христе);
• Sanctus (Свят);
• Agnus Dei (Агнец Божий);
• Lux Aeterna (Вечный свет).
Автором первого музыкального реквиема считается Йоханнес Окегем, выдающийся голландский композитор. Большую известность снискал «Реквием» его современника Антуана Брюмеля, который первым использовал секвенцию Dies Irae («День Гнева») в качестве драматургического центра композиции.
К XVIII веку реквием стал популярным и востребованным жанром. Композиторам регулярно поступали заказы на написание реквиемов, приуроченных к важным событиям, а также персональные обращения от состоятельных заказчиков. Некоторые реквиемы были написаны в связи с личными трагедиями, утратами и переживаниями композиторов.
СОВРЕМЕННЫЕ РЕКВИЕМ
К XX веку композиторы и музыканты все дальше отходят от церковных канонов реквиема. В некоторых произведениях используются оригинальные латинские тексты, но они все чаще дополняются стихами светского характера. Популярность обретает поджанр военного реквиема, произведения которого несут пацифистский характер и посвящены памяти погибших в военных конфликтах.
ИЗВЕСТНЫЕ РЕКВИЕМ
На начало XXI века написано более 2000 реквиемов, не считая композиций, не являющихся реквиемами, но использующих слово «реквием» в названии. Некоторые произведения известны куда больше других. В их числе легендарный «Реквием» Моцарта, реквиемы выдающихся композиторов Иоганеса Брамса, Джуеппе Верди, Альфреда Шнитке, Гектора Берлиоза, Дмитрия Кабалевского, «Военный реквием» Бенджамина Бриттена.
Известны не только музыкальные, но и другие художественные произведения под названием «Реквием». В их число входит поэма «Реквием» Анны Ахматовой, посвященная жертвам репрессий 30-х годов. Сочинение Ахматовой впоследствии было положено на музыку разным композиторами: Владимиром Дашкевичем, Еленой Фирсовой, Георгием Дмитриевым, Борисом Тищенко, Джоном Тавенером.
РЕКВИЕМ НА ПОХОРОНАХ
Музыкальные композиции в жанре реквиема нередко исполняются на похоронах. Каноничный реквием до сих пор можно услышать на мессе в память об умершем католике или протестанте, но это скорее исключение. Чаще фрагменты из классических и современных реквиемов исполняются похоронными оркестрами, сопровождающими траурную церемонию. Реквием нередко звучит во время гражданской панихиды по умершим.
Хотя в России реквием на похоронах порой все еще кажется экзотикой, композиции этого жанра часто звучат на траурных церемониях, посвященных памяти известных людей. При заказе услуг похоронного оркестра вы можете согласовать список желаемых композиций, в том числе выбрать известные реквиемы Моцарта, Брамса и других композиторов.