Производим захоронения на всех кладбищах г. Владивосток (Морское, Лесное, Аякс и Подножье на о. Русский).

На кладбище "Центральное" производятся подзахоронения урн в родственные могилы.

Очевидно, что у смерти и погребения, наряду с религиозно-мистической, всегда существовала и иная, сугубо практическая сторона: «Что теперь делать с телом?» Понятно, что тысячу лет назад никаких похоронных агентств быть не могло. Тем не менее, вопросы из разряда «Где хоронить?», «Как довезти туда тело?», «Во что его обернуть или нарядить?», «Кто должен это делать?» и «Во сколько все это обойдется?», безусловно, стояли перед людьми всегда. Как же они решались в стародавние времена?

Языческие времена

Очевидно, что чем сильнее мы углубимся в прошлое, тем большую роль в процессе похорон будут играть религиозные, мистические и магические представления. Многие знают, что науке крайне мало известно о славянском язычестве: до нас дошло слишком мало источников, чтобы мы могли собрать адекватную картину религиозной жизни древних славян. Быть может, нам уже не суждено выяснить, как в точности выглядел их похоронный обряд (все, что мы о нем знаем, – язычники совершали тризну до похорон, а тело чаще всего сжигали), но археологические находки дают некоторую информацию о захоронениях. Так, нам доподлинно известно, что на территории европейской части России – в том числе там, где ныне стоит Москва – людей хоронили в курганах, либо сжигали. Если хоронили в курганах, то рядом с мертвым клали предметы, которые должны были перейти с ним в загробный мир: подобно многим другим, древние славяне считали, что загробный мир, в общем и целом, сильно похож на наш. Умерший, очутившись там, будет заниматься примерно тем же, чем занимался здесь, а значит ему могут пригодиться украшения, деньги, керамическая посуда и горшочек с углями для разведения очага. Подобные захоронения осуществлялись вплоть до XIII века, когда христианство окончательно вытесняет языческие верования на той территории, которая в будущем станет Россией.

Картинки по запросу "языческие похороны на руси"

Раннехристианский период

В целом раннехристианские захоронения на Руси мало отличались от прочих европейских: церковь предоставляла территорию для погребения и проводила последние обряды над умирающим (исповедь), а затем над телом покойного, а крестьянская община отвечала за все остальное. Смерть в любой семье была общим делом всей общины: кто-то изготовлял гроб (любой человек, обученный работать по дереву), кто-то брал на себя роль «наряжальщика» (приводил труп в порядок, омывал и одевал его), кто-то копал могилу, кто-то нес гроб, а кто-то выполнял роль плакальщиц и воплениц. Примечательно, что плакальщицы и вопленицы работали не экспромтом, а обладали неким передающимся из поколения в поколение репертуаром: песнями, причитаниями, заплачками.

Кладбища функционировали точно так же, как и во всех других христианских европейских странах того времени: площади под них на церковном дворе выделялись небольшие, в одну и ту же могилу год за годом и слой за слоем складывали всё новые тела по мере разложения старых. При этом, разумеется, у этих кладбищ отсутствовала четкая структура и «генеральный план»: захоронения совершались как попало, и после за ними никто не ухаживал – это не считалось важным. Примечательно и то, что мертвых не перезахоранивали практически ни при каких обстоятельствах. Разумеется, средневековый человек без всяких сомнений тащил социальную иерархию земного мира с собой в могилу: так, бояре и духовенство чаще хоронились под церковью или как можно ближе к ней – тенденция, общая для всех христианских стран того времени – в то время как беднякам доставались места на окраине погоста.

Раннее Новое время

Чем ближе к нашему времени, тем больше сведений оказывается у нас в распоряжении и тем лучшее представление мы имеем о похоронных практиках наших предков. В те времена на Руси приходских метрических книг еще не существовало, то есть не существовало никакой формальной и централизованной записи рождения и смерти людей. Большую часть информации о захоронениях XV – XVII веков мы получаем из завещаний умерших и очерков иностранных путешественников. Завещаниями историкам удается завладевать благодаря стечению двух удачных обстоятельств:

  1. Человек умирал не внезапно, но, например, от затяжной болезни, и, предчувствуя наступление смерти, имел достаточно времени и сил, чтобы подготовить завещание.
  2. Согласно последней воле усопшего, что-то из его имущества причиталось местной церкви, благодаря чему у церкви появлялась мотивация сохранять это завещание в течение многих лет.

Именно так до наших дней дошло множество документов из этих веков. О чем же писали умирающие в своих завещаниях? Помимо очевидного, они также нередко оставляли пожелания касательно собственного погребения. Некоторые указывали, на каком кладбище хотели бы быть похоронены. Другие оставляли подробные указания насчет того, что должно быть написано на могильной плите. Те, что побогаче, могли дать инструкции, каких размеров и из чего должен быть их склеп. Примечательна роль, которую в данном процессе играли священнослужители. Во-первых, они ожидали, что церковный приход может рассчитывать на пожертвование по итогам завещания, а во-вторых, священники зачастую сами подписывали завещания умерших, что обычно объяснялось тяжестью болезни, из-за которой человек уже был не в состоянии прочитать или подписать документ. В этих случаях им, как свидетельствуют источники, верили, и завещаниям давали ход.

Иной раз в завещания закрадывались и рассуждения умирающих о смерти и жизни после неё – большинство из них, конечно, просто повторяло стандартные формулы христианской веры, поминая Троицу, справедливость Божьего суда и т.д. Но в то же время встречались и формулировки, в которых явно слышится эхо языческих времен: так, в нескольких завещаниях люди в одном предложении взывают к Богу-отцу и, внезапно, «святой матери-Земле, из которой мы сотворены» – что очевидно не имеет никакого отношения к христианству.

Картинки по запросу "Уникальные особенности похорон на Руси"

Уникальные особенности похорон на Руси

Что происходило с телом непосредственно после смерти, зависело от времени года. Вообще мертвых старались хоронить как можно раньше, желательно – в тот же день. Касалось это в равной степени и крестьян, и дворян и даже царской семьи. Однако пятьсот-четыреста лет тому назад орудия труда были развиты куда хуже, что осложняло похороны:

6-7 месяцев в году в большинстве регионов копать снег, лёд и мерзлую землю было просто невозможно. На этот случай существовали так называемые «Божьи Дома». Божий Дом представлял собой то, что мы сегодня назвали бы трупохранилищем – специальное помещение, куда на протяжении зимы складывали все трупы и хранили их там до оттепели.

Говоря уже о самом процессе похорон, источники расходятся касательно посмертных одеяний: в некоторых текстах можно найти упоминания белых льняных одежд, другие пишут, что мертвого хоронили в его обычном прижизненном одеянии, а третьи утверждают, что на мертвеца надевали новую пару обуви – чтобы ему было проще проделать путь до Небес. Но гораздо более любопытно выглядел другой предмет, нередко подкладываемый в гроб – так называемый «Райский паспорт». За определенную сумму священники выписывали и вкладывали в руку покойного документ, в тексте которого говорилось, что умерший жил праведно, получил отпущение грехов и должен быть пущен в райские врата беспрепятственно – в конце либо в начале ставилась подпись священника, принявшего исповедь.